Еарин де, 28.03.2024, 13:01
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Зура Итсмиолорд


Музейная практика, или сохранение культурного наследия чеченского народа
 Открытое  письмо Министру культуры ЧР Х.-Б.Б.Дааеву

 

         Чеченская региональная общественная организация «Содружество творческих сил» создана с целью оказания помощи чеченскому обществу в духовно-нравственном возрождении.

      Из всего многообразия культурной деятельности наиболее сложным остается музейное дело, все составляющие которого  тесно связаны друг с другом  и находятся в постоянном взаимодействии. Это не только изучение и использование артефактов - предметов культурного наследия народа, учет и хранение, но и музейная политика - строительство и организация управления музеями,  развитие науки (музееведение) и расширение границ музейной политики, то есть научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.  Трагические события последних десятилетий, унесшие несколько сот тысяч жизней, нанесли серьезный ущерб и культурному наследию Чеченской Республики, расшатав устои человеческого капитала из-за страха быть неизвестными погребенными, пропавшими без вести, униженными и оскорбленными. Люди старались выжить любым образом, а преступники от власти и генералитета пытались убить в народе все самое ценное: культуру, менталитет. Пришлые и местные "археологии" разграбили то, что принадлежит потомкам аборигенов. Теперь все острее встает вопрос сохранения, изучения и использования культурного наследия страны башен и склепов. Многофункциональные институты социокультурной памяти - музеи обязаны реализовать потребность общества в правильном отборе, сохранении, репрезентации природных объектов, экспозиции этнокультурных ценностей. Уникальные хранилища человеческой памяти и культуры должны строить свою работу в рамках высоконравственного воспитания, подъема сознательности общества и повышения уровня самообразования каждого члена общества независимо от его узких интересов в области профессиональной деятельности.

            Музейный материал служит  предметом просвещения, расширения научных знаний, повышения культурного уровня общества.

       Для обогащения  музеев достижениями науки, новыми методами и технологиями, отвечающими современному состоянию общественного сознания, необходимо заниматься научной работой, воспитывать экспертов, специалистов в области гуманитарных знаний, работать в контакте с руководителями информационных отделов и департаментов учреждений культуры, образования, АН, представителями заинтересованных Министерств. Иначе музеи будут просто хранилищем.
 Необходимо создать единый республиканский электронный архив: электронный каталог  учета фондов со сканированием предметов искусств. А для этого необходимо приобрести комплекс высококачественного сканирования ЭЛАР ПАУЭРСКАН 2АО.

              Самая главная проблема музеев Чеченской Республики заключается в отсутствии подготовленных специалистов, неправильном подборе кадров (протекционизм) и практике трудоустройства, когда на работу люди идут по остаточному принципу: перебиться до лучших времен. Человек, не имеющий никакого отношения  к искусству, не понимающий разницы между пюпитром и палитрой, оправдываясь отсутствием  другой работы, трудоустраивается без зазрения совести по звонку "сверху". И не потому, что жаждет познать тайны живописи или виды декоративно-прикладного искусства, а, обманувшись звучным названием должности. А вот чем отличается основной фонд от вспомогательного или обменного не ведает. Руководители учреждений культуры обязаны обеспечивать художественную сторону деятельности учреждения необходимой финансово-хозяйственной поддержкой.  Навязывание кадров по принципу родственных связей, дружеских отношений,  случайных знакомств мешает профессиональному и творческому росту. Отсутствие четких границ обязанностей, игнорирование строгого соблюдения должностных инструкций ведет к пассивности в работе, препятствует профессиональному росту.  Не может и не должен научный сотрудник заниматься физической работой по комплексному обслуживанию, а смотритель писать  научные статьи или проводить тематические экскурсии. Поэтому и нет правильного учета, не ведутся инвентарные книги и карточки научного описания. Краеведческий музей, мемориальный комплекс  вместо необходимой работы устраивают персональные выставки  художников для очередной галочки. Непочатый край своей работы откладывается на "потом", чтобы никогда к нему  не возвращаться. Мемориальные комплексы должны заниматься конкретной работой по восстановлению каждого шага человека, отдавшего свою жизнь за свой народ, высшие идеи, а не проводить мероприятия низкого уровня.

            Уникальность музейного учреждения заключается в ее специфике: аналитический результат научных исследований каждой экспозиции, выставки, подготовка и выпуск научных публикаций (каталогов, сборников, статей); форма и методы работы с посетителями:  постоянные и выездные выставки, лекции, экскурсии, мастер-классы. Музеи нашей республики должны стать основанием  для получения статуса культурного центра  Северо-Кавказского региона. Интересные многообразные знания привлекут к себе внимание туристов и гостей, удовлетворят постоянно растущие культурно-эстетические потребности

             Музейная деятельность несет на себе отпечаток культурного своеобразия  нашего региона, являющегося своеобразным мостом  на Великом Шелковом пути.

             Из-за полного уничтожения музейных фондов в результате кровавого конфликта, грабежа и  развития так называемой "черной археологии", значимых исторических событий в поствоенный период, необходимо менять принцип формирования фондов. Сегодня ценны не только раритеты, но и  документальные, живописные  и фото-фиксации событий каждого дня. Музей из хранилища должен превратиться в постоянно обновляющийся выставочный центр, куда интересно приходить каждому и каждый день. Этот социально-культурный центр обязан не только собирать, хранить и экспонировать  материальные ценности, но и исследовать с точки зрения духовности. Идет взаимосвязь просвещения и образования, культурного и нравственно-эстетического воспитания с рациональной организацией досуга и вовлечения людей в мир творчества, формирования объективного исторического сознания народа, несмотря на все перипетии судьбы в процессе преодоления кризиса развала Советской империи.

             Перед нами стоит задача создания единого музейного пространства. Новые тенденции и развитие технологий всех музеев края. Не сможем создать туристический кластер без развития народных промыслов, которые сохранила  коллективная память. На современном этапе развития наше общество изменилось из-за экономических и социальных проблем, так как целое поколение выросло в годы войны с ограниченными возможностями в получении образования, воспитания

            Глобальные задачи, решением которых заняты сокровищницы человеческой памяти, переместились в сферу духовности. Если даже государство не в состоянии в полной мере осуществлять поддержку развития культуры, то музеи должны изменить тональность диалога с обществом, перестроиться не только внешне, но и поменять организацию своей работы. Безынициативность, низкий профессиональный уровень, нежелание выстраивать новые взаимоотношения с обществом ведут к краху музейного дела и ставят вопрос о целесообразности существования таких учреждений культуры.

                По инициативе З.Бакаевой - бывшего хранителя фондов государственной галереи им.А.А. Кадырова собирается книжный фонд для первой региональной культурологической библиотеки на Северном Кавказе. Известный поэт-писатель Николай Матвеевич Егоров (1923) - уроженец города Грозного,  проживающий в г.Ростове-на-Дону, передал в дар чеченскому народу 115 предметов живописи и декоративно-прикладного искусства из частной коллекции и более 300 книг по теории и практике живописи. Среди них нет, конечно, ксилографических и типографических инкунабул, напечатанных готическим шрифтом без абзацев, зато есть редкие альбомы, выпущенные в Польше, России, Армении и других странах.

          Фонды формируемой библиотеки пополняются книжными новинками, получаемыми от Архивного управления Чеченской Республики. Насколько нам известно, частные лица изъявили желание передать в дар новой библиотеке материал из своих собраний и коллекций. Пожелаем удачи коллективу Государственной галереи им.А.А. Кадырова (директор: Х.Р.Болотбиев) в необходимом деле во благо чеченского народа.

             Неоправданно затянулось возрождение музея изобразительного искусства имени Петра Захаровича Захарова - академика живописи XIX века, чеченца по происхождению, 200-летие которого мы будем отмечать через два года. Более семидесяти лет фонд музея  собирался  из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа. Почти четыре тысячи единиц хранения: около одной тысячи произведений живописи, одной тысячи двести  графических изображений, одной тысячи предметов декоративно-прикладного искусства (в их числе коллекции ковров, кавказского и турецкого оружия), сто семьдесят  скульптурных работ. Из-под завалов извлекли пятьсот картин. Реставрационная мастерская академика И.Э. Грабаря приняла на реставрацию шестьдесят полотен  кисти А. Куинджи, Ф. Рубо, П. Захарова и западно-европейских мастеров XVIII-XIX веков. Часть картин погибла и исчезла, часть вылавливали на русских аукционах дома Сотбис, а "Пленение Шамиля" Ф. Рубо спасали сотрудники ФСБ на границе с Азербайджаном. Не получившая ни единой царапины от пулеметного и бомбового огня, содранная варварами с рамки картина размером 2,5 на 3,5 метров, оказалась сложенной в книжку и под прессом ковров.

           Многим  художникам не хватает теоретических знаний, так как у них нет профессионального образования. Из-за нехватки материальных средств, творцы прекрасного вынуждены продавать свои работы за мизер. Да,  у нас нет открытых студий и вернисажей, где можно погулять и прицениться к искусству, хотя в последние годы появились истинные ценители искусства, и наши соотечественники заказывают живые картины непосредственно у художников. Прискорбно констатировать, что до сих пор нет профессиональных школ художественного мастерства, хотя есть детские художественные школы. Очень слабо представлен портретный жанр

              Назрела необходимость создания  своей Академии живописи,  организации уличных вернисажей, систематических пленэров, фестивалей  разножанровых видов искусств, не говоря уже о мастерских  для художников. Кстати, в Санкт-Петербурге действует международная академия, организованная нашим соотечественником Абаевым.

          Уникальнейшая коллекция деревянных скульптур хранится в подземном гараже галереи И.Татаева. Из-за нехватки выставочных площадей бОльшая часть произведений высшего искусства хранится, к великому сожалению, в подземном гараже. А это, я скажу вам, - преступление перед художником, чеченским народом, сыном которого Илес Вахидович является, мировым сообществом, которое по сей день не может понять, кто такие чеченцы. Сегодня у заслуженного работника культуры И.Татаева нет ни здоровья, ни материальных средств вывозить эти произведения искусства за рубеж и показывать всему миру внутренний мир чеченца. Нам нельзя оставаться равнодушными ко всему этому.

            Научное и художественное наследие Х.А.Акиева ждет своего часа возвращения в Грозный, где он провел бОльшую часть своей жизни, формировался как ученый и художник. Сегодня вдова покойного поэта, художника и ученого-историка. искусствовед, кандидат философских наук Хава Магомедовна Акиева обращается к нам с просьбой принять и выставить  предметы живописи, археологии и этнографии, которые сам Хасолт Алхастович желал передать на вечное хранение чеченскому народу.

               Обобщенное абстрактное искусство воплощения художественных образов посредством звука, наиболее чувственное среди искусств, - художественный эквивалент философии и математики, украшение нашей жизни, лекарство для души.  По выражению немецкого мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401-1464), музыка -  инструмент создания Вселенной, способный выразить одновременно и конкретность переживаний, и обобщенность мысли.

      Скажем несколько слов о Чеченском  Государственном симфоническом оркестре, художественным руководителем которого является  российский дирижёр, гобоист и музыкальный педагог, художественный руководитель и главный дирижёр Национального симфонического оркестра Северной Осетии-Алании, солист симфонического оркестра Ростовской филармонии, профессор ростовской консерватории по классу гобоя, заслуженный артист РСФСР (1986), народный артист России (2006)  Валерий Владимирович Хлебников. Первое выступление Государственного симфонического оркестра ЧР после двадцатилетнего перерыва состоялось в сентябре 2011 года.

      Обещанный оркестр полной величины  до 80 человек (не будем затрагивать вопрос  экономической целесообразности полномасштабного оркестра) и студия для молодых исполнителей классической музыки еще в перспективе. Но почему у нас нет помещения для работы, репетиций? Почему наш оркестр дислоцируется в разных городах?  Почему этот оркестр не работает слаженно? По той простой причине, что прямо с колес невозможно дать качественный концерт. Веерообразно рассаженные музыканты должны хорошо видят дирижерскую палочку, чтобы музыканты лучше слышали друг друга в совместной игре, и создавалось компактное, согласованное звучание оркестровой группы. Не может неорганизованная группа добиться равномерного звучания всего оркестра. Не знаем, кто исполнял гимн, но его запись ужасна. Не чувствуется в исполнителях дух чеченцев, ухо режут фонетические огрехи.

        Почти шестьдесят лет в Грозном работало музыкальное училище (1936-1996). В июне 1994 года был последний выпуск, после этого училище практически прекратило свою деятельность, что было формально закреплено путём его присоединения к культпросветучилищу в 1996 году, хотя училище продолжало свою деятельность и в 1995 году. Но выпускники того года не получили дипломы.     После реорганизация  в 1996 году    два училища    объединили в Республиканское училище искусств. Из-за известных событий РУИ не в состоянии было проводить полноценный учебный процесс.      
       Чеченский государственный колледж культуры и искусства является правопреемником Чечено-Ингушского республиканского культурно-просветительного училища, Чечено-Ингушского республиканского музыкального училища, Чеченского училища культуры и Республиканского училища искусств. Не пора ли нам восстановить музыкальное училище, чтобы растить своих музыкантов, композиторов? У нас огромная проблема с нотной записью музыкальных произведений, авторскими правами и плагиатом в этой области.

                  Страдаем мы и из-за отсутствия квалифицированных ведущих (конферансье).  А у тех, кто сейчас работает, речь  полна стилистических и грамматических ошибок, не говоря уже о постановке голоса  и дикции.  

               Для художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения нужны книги, буклеты, документальные фильмы, статьи по живописи, графике, скульптуре, архитектуре и т.д., которые помогают открывать мир искусства, чтобы разбудить спящий в детях талант. Правильное эстетическое воспитание способно обогатить внутренний мир, зарядить и извлечь из ученика то, что заложено в него Всевышним.

            Предлагаем провести Круглый стол, чтобы представители различных ведомств (Министерство по национальной политике, печати и информации, Министерство культуры, Министерство образования и науки, Академия Наук Чеченский Республики, Содружество творческих сил Чеченской Республики, Союз художников ЧР, Союз Писателей ЧР) начали работать  в тесном контакте с целью пропаганды нашей культуры на всех уровнях, всеми возможными путями.

          Прежде всего,  надо уточнить, что мы имеем сегодня, вернее, провести экспертную оценку художественных и материальных ценностей, которые хранятся в музеях и галерее. Мы готовы оказать помощь специалистами.

             Познать прекрасное можно только через прекрасное. Давайте прикоснемся к нему,  изучая традиции предков, чтобы сохранить себя, как этнос.

           Уважаемый Хож-Бауди Буарович, с Вашим приходом в Министерство культуры,  ждем новых перемен к лучшему. Давайте  будем двигаться  вперед, где  нас ждут победы и новые имена.

Къастар: Зура Итсмиолорд | Д1аяздина: itsmeolord9917 (04.02.2014)
Хьоьвсина 1974-за | Тегаш: галерея. музей, культура | Тидам бар: 0.0/0



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)